Что произойдет, когда вы придете с ребенком в детский сад в первый раз – сложный вопрос. Во многом это зависит от характера малыша. Ребенок с коммуникабельной натурой при виде интересной компании возможно и не сразу вспомнит, что пришел не один. Для других детей, с более замкнутым характером, расставание с родителями – стресс. В любом случае не забывайте, что любой ребенок – исследователь, а детский сад – еще одно открытие, и ваша задача – быть рядом и помочь маленькому первооткрывателю.
Как бы то ни было,
процесс освоения в новой обстановке должен быть плавным. Самым
безответственным с вашей стороны будет незаметно уйти, оставив ребенка
один на один с проблемами. Последствия могут быть самыми
тяжелыми.
Правильнее будет придерживаться некоторого
плана.
Скажем, вот такого:
Первый день
Вы приходите с малышом
в садик. Вместе осваиваетесь. Принимаете участие в завтраке. Ребенок
ест, вы сами знакомитесь с меню. Через некоторое время,
не дожидаясь обеда, возвращаетесь с ребенком домой.
Второй день
Проведите с ребенком вместе
в садике примерно четверть полного дня. Будьте поблизости, так, чтобы
он не терял вас из виду (это важно – он будет чувствовать
себя увереннее), но действовал самостоятельно. Договоритесь с ним,
что скоро придете и оставьте его в садике на час-полтора. Вернувшись, заберите его домой. Ни в
коем случае нельзя оставлять ребенка, не предупредив
его об уходе – вы рискуете потерять его доверие.
Третий день
Побудьте с ребенком
в садике часа два. Договоритесь с ним, что уходите, и, поцеловав
на прощание, оставляйте до конца дня.
Четвертый день
Придя с малышом в садик,
поговорите с ним, удостоверьтесь, что он чувствует себя
уверенно. Договоритесь, что он остается до вечера, прощайтесь
и уходите.
Приведенный план рассчитан
на то, что в садике родителям разрешено оставаться с детьми
в течение некоторого времени. Увы, не во всех детских садах такие
либеральные правила. Например, в садике, куда я пришла
с трехлетней дочкой, оставаться было нельзя.
Мы поступили так: погуляв
по садику, мы осмотрели и обследовали территорию, поговорили
с воспитательницей. Встретились и пообщались с нянечкой.
Мы договорились, что она останется в компании с любимой
игрушкой до начала прогулки (примерно на два часа). Поцеловались
и попрощались. Назавтра она провела в садике полдня (все
дообеденное время). Вскоре дочка сама попросила забрать ее ближе
к вечеру.
Несколько советов
Теперь, советы тем,
кто собрался вести ребенка в детский сад. Надеюсь,
они помогут вам освоиться в первые дни.
- Собираясь утром в садик, не торопитесь и не торопите ребенка – дети этого не любят, вы рискуете испортить ребенку настроение. Сделайте так, чтобы у вас было достаточно времени на сборы – встаньте пораньше.
- Любимая игрушка – очень важный фактор. Разрешите ребенку взять ее с собой. Следует, правда, помнить, что не во всех детских садах это разрешено, и родителям нужно заручиться поддержкой и пониманием персонала садика. Игрушка – не просто вещь, пусть мягкая и милая. Это – товарищ, на которого можно положиться в напряженной ситуации.
- Ни в коем случае не уходите потихоньку, увидев, что ребенок нашел увлекательное занятие. Пройдет несколько дней, и не удивляйтесь, если он не отпускает вас, не поддаваясь ни на какие уговоры – это результат ваших «тихих» уходов.
- Обычная история – первые дни ребенок проводит в садике, не устраивая сцен, а примерно на третий-четвертый день начинаются капризы и страдания. Кончилось компенсирующее действие «исследовательского» интереса. Родителям следует быть внимательными и приходить в такие дни пораньше.
- Не растягивайте прощания. Попрощавшись и поцеловав ребенка, тут же уходите. От того, что вы будете долго объяснять ребенку, почему вам надо уходить, легче не станет, скорее наоборот. Будьте спокойны – даже если малыш, прощаясь, расплакался, долго он реветь не будет. Внимание детей фокусируется на происходящих вокруг событиях, и они легко отвлекаются. Задача воспитателя переключить внимание ребенка на какую-нибудь игру и отвлечь от мыслей о расставании.
- Обещания надо выполнять. Договорились, что придете к пяти часам – извольте прийти, чего бы это вам ни стоило. Если опаздываете, позвоните в садик, попросите дать трубку ребенку, объясните, что придете позже. В крайнем случае, передайте это через воспитателя.
- Собственные чувства тоже придется сдерживать. Понятно, что вам расставаться с маленьким тоже страшно, и тоже хочется плакать. Ребенок не должен видеть ваших слез. И ваше заплаканное лицо не должно будить в нем подозрение, что место, где он остается – плохое.
- То как выглядит ребенок, когда вы его забираете – источник информации о том, как прошел день. По умытой еще с утра физиономии размазаны слезы и сопли – плохо дело, есть о чем поговорить с администрацией садика. Рубашка одета наизнанку – хороший знак, скорее всего, налицо попытка самостоятельного решения задачи. В волосах –акварель, руки в пластилине – все в порядке, день прожит не зря.
- Очень неплохо искупать ребенка сразу после прихода из садика.
- Не поддавайтесь искушению в выходной день расслабиться и отойти от ежедневного распорядка, принятого в детском саду.
Здравствуйте, Екатерина Ивановна! Вопрос адаптации я как педагог-психолог ДОУ считаю одним из самых важных. Статья полезная и содержательная, без "воды". Все четко и по существу. Действительно, часто приходится видеть, что мама, расставаясь с ребенком сама готова заплакать,а дети смотрят на мир глазами мамы, вот и получается замкнутый круг.Спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо, что так положительно оцениваете нашу работу
ОтветитьУдалить